"юнармия"
МКОУ « Кош-Агачская СОШ» им.В.И Чаптынова
Кош-Агачского района Республики Алтай.
Образовательная программа военно-патриотического кружка
"ЮНАРМИЯ"
Каранов Еламан Сагыденович
Учитель ОБЖ и Физической культуры
Кош-Агач
2018-2019 учебный год
Введение
Внеурочная деятельность является важной формой распространения военных, военно-технических знаний, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке их к военной службе, популяризации военно-прикладных и технических видов спорта и оздоровления учащихся.
Пояснительная записка
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» создано по инициативе министра обороны России Сергея Шойгу. Цель движения – совершенствование системы военно-патриотического воспитания молодежи, возрождение у молодого поколения интереса к истории России, ее героям, выдающимся гражданам.
«Юнармия» было учреждено в начале учебного года.
Структурно программа кружка состоит из четырех содержательных линий:
1. Военно-историческая и краеведческая деятельность.
2. Прикладная физическая подготовка
3. Основы военного дела
4. Основы военно-технической и специальной подготовки.
Цель:
Совершенствование системы патриотического воспитания учеников в школе, что способствует формированию высокого патриотического сознания.
Основные задачи:
1. Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе;
2. Пропаганда героических традиций Русской армии;
3. Ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера, силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника;
4. Формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
5. Проведение мероприятий по оздоровлению учащихся.
Программа рассчитана на 56 часа, реализуется в 8 – 11 классах общеобразовательного учреждения, 2 час в неделю, по 56 часа годовых.
Освоение программы заканчивается проведением соревнований и конкурсов, проведение «Зарницы», соревнованием по стрельбе из пневматического оружия.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 15 - 16 лет. Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (проведение соревнований по подвижным и спортивным играм, турниров, малых спортивных олимпиад).
Гибкость содержания и структуры программы обусловлена:
- возможностью её использования при различных уровнях оснащения материально-технической спортивной базы учреждения;
- возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей;
- возможностью её использования в иных форматах (внеурочная деятельность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образования, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.).
Формы и методы работы.
Формы организации занятий:
- практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные)
- проведение турниров, соревнований, эстафет, малых олимпиад по подвижным играм на свежем воздухе и в спортивном зале.
Приёмы и методы обучения на занятиях.
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии).
Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
- беседы о культуре народов России, их подвигах в годы ВОВ;
- практические занятия по освоению военно-прикладных видов спорта;
- организация соревнований по стрельбе, разборке автомата.
Обучение знаниям, умениям и навыкам по военно-прикладной подготовке при реализации программы строится на дидактических принципах:
Принцип сознательности – осмысленное вдумчивое отношение к занятиям, понимание изучаемого материала, оценка своих сил и возможностей, критическое отношение к своим действиям на тренировках и соревнованиях, понимание и сознательное выполнений требований, связанных с тренировкой, соблюдение режима.
Принцип активности – стремление расширить свои знания, самостоятельно анализировать ошибки на соревнованиях, своевременно проводить разминку и т.п.
Принцип систематичности и последовательности – соблюдение трех правил: от простого к сложному, от легкого к сложному, от известного к неизвестному.
Принцип наглядности – основными средствами соблюдения этого принципа является показ, изучение упражнений с кратким объяснением.
Принцип доступности – в занятиях очень важно учитывать возраст, физическую подготовленность, без знаний индивидуальных особенностей трудно определить нагрузку, выбрать средства тренировки, совершенствовать техническое мастерство.
Принцип прочности - Получаемые в процессе обучения и тренировки знания, умения, навыки должны прочно усваиваться и закрепляться. Достигается это повторением пройденного материала параллельно с изучением нового, регулярные занятия и достаточно частые повторения упражнений формируют полноценные навыки. Развивают физические качества.
Основные направления деятельности.
Совершенствование процесса патриотического воспитания.
<Развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
<Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
Развитие методических основ патриотического воспитания
Методическими основами патриотического воспитания предусматривается:
- разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;
- изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику.
Сотрудничество с представителями общественных организаций в интересах патриотического воспитания предусматривает:
- создание условий для участия общественных организаций в работе по патриотическому воспитанию в школе;
- совместная работа с общественными организациями;
- участие детей в районных культурных событиях, в шефской работе.
Содержание деятельности на каждом этапе:
1. Диагностико-проектный:
o комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у членов школьного сообщества и состояния героико-патриотического воспитания в школе;
o обобщение опыта школы в организации героико-патриотического воспитания;
o разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов героико-патриотического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;
o сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
2. Содержательно - деятельностный:
реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.
1. Рефлексивный:
выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
Ожидаемые результаты
1. Диагностический этап:
получение целостной картины состояния героико-патриотического воспитания в школе и cформированности патриотизма как личностного качества у членов школьного коллектива.
2.Содержательно - деятельностный этап:
активизация деятельности в рамках героико-патриотического воспитания.
3.Рефлексивный этап:
-изменение социальной и гражданской позиции у детей;
-определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию школьников.
Освоение программы заканчивается проведением соревнований и конкурсов , проведение «Зарницы», соревнованием по стрельбе из пневматического оружия.
Распределение программы по разделам, темам и занятиям.
№п/п |
Тема
|
Количество часов |
1. |
Военно-историческая подготовка |
3 |
|
История малой Родины и родного края |
|
|
Беседа по теме «Гордость земли Российской»
|
|
|
Подготовка презентации «История Российской армии» |
|
2 |
Ратная история Советского Союза, история его вооруженных сил |
2 |
|
1.Блокада Ленинграда. Обзор темы Просмотр фильма «Блокада» |
|
|
Освобождение города героя Сталинград» Просмотр фильма «Освобождение» |
|
|
История русского оружия. (презентация) |
|
|
Вооруженные силы Роcсийской Армии. Просмотр фильма «Черная акула» |
|
|
Конкурс рисунков «Мы за мир на Земле»
|
|
3 |
История жизни и деятельности воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, ученых и конструкторов |
3 |
|
Выступления учащихся по теме «Пионеры-герои в годы Великой Отечественной войны». Обзор книг. |
|
|
Просмотр фильма «Полководец Жуков»
|
|
|
Экскурсия в музей Боевой Славы (для средних классов) Участники войны – наши земляки Народ и армия в годы ВОВ. |
|
4 |
История военной символики, формы (мундира)
|
1 |
5 |
История военной символики (презентация) История военной формы (мундира) (презентация) |
1 |
6 |
Основы военной службы |
9 |
|
Правовая основа военной службы |
|
|
Воинская обязанность и военная служба граждан |
|
|
Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия |
|
|
Приемы и правила стрельбы
|
|
|
Производство стрельбы
|
|
|
Стрелковая тренировка
|
|
7 |
Огневая подготовка
|
5 |
|
Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия |
|
|
Приемы и правила стрельбы
|
|
|
Производства стрельбы
|
|
Конкур «Меткий стрелок» |
||
8 |
Топографическая подготовка
|
2 |
|
Магнитный азимут.
|
|
|
Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту |
|
9 |
Прикладная физическая подготовка |
8 |
|
Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке |
|
|
Упражнения для развития общей выносливости |
|
|
Осенний кросс
|
|
|
Весенний кросс
|
|
10 |
Силовая подготовка
|
3 |
Силовая подготовка в тренажерном зале
|
|
|
11 |
Основы рукопашного боя (3 часов)
|
3 |
Разучивание приемов рукопашного боя
|
|
|
Тренировка в выполнении приемов рукопашного боя
|
|
|
12 |
Основы военно-технической и специальной подготовки |
6 |
|
Вооружение российской армии
|
|
|
Подготовка презентаций «Ученые и конструкторы оружия Победы». Показ презентаций. |
|
|
Устройство малокалиберной винтовки
|
|
|
Правила стрельбы из малокалиберной винтовки
|
|
|
Стрельба из малокалиберной винтовки
|
|
13 |
Подготовка стрелка |
1 |
|
Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки |
|
14 |
Тренировка в стрельбе
|
2 |
Стрельба из пневматической винтовки
|
||
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки |
||
15 |
Медицинская подготовка
|
7 |
Конкурс по оказанию первой медицинской помощи |
Ожидаемые результаты реализации программы.
< Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков.
<Создание условий для доступности занятий физической культурой и
спортом;
<Развитие социально-активной личности и воспитание
гражданской ответственности, патриотизма у воспитанников школы;
<Создание самостоятельной альтернативной системы тренировок,
соревнований для детей, подростков, не вовлеченных в сферу
деятельности спортивных школ.
· результаты внеурочной спортивно
оздоровительной - деятельности школьников распределяются
по трем уровням.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником
социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни ) :
приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового
образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности
при занятии спортом , о способах и средствах самозащиты; о способах
ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в
природе ; о приятных в обществе нормах отношения к природе ,
к памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти
героев Великой Отечественной войны ;о русских народных играх ;
о правилах конструктивной групповой работы ; об основах разработки
социальных проектов и организации досуга других людей ; о способах
самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и
здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе,
к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия ): приобретение школьником
опыта актуализации спортивно - оздоровительной деятельности в
социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их
досуга ; опыта волонтерской деятельности ; опыта самообслуживания ,
самоорганизации и организации совместной деятельности с другими
школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя
ответственности за других.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности
возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации
подростков. .
Используемая литература:
1. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания
несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу
«Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала
«Военные знания», 2001. – 186 с.
2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков
как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. –
М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования /
Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
4. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
5. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения,
музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
8. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников:
Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс,
2005. – 64 с.
9. Патриотическое воспитание: система работы, планирование,
конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. –
Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Календарно-тематическое планирование детско-юношеское военно-патриотическое общественное движения «Юнармия».
№ |
Тема |
Дата |
1. |
Беседа «Гордость земли Российской». Подготовка к презентации. |
|
2. |
История русского оружия. Устройство малокалиберной винтовки. |
|
3. |
Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. История жизни и деятельности военачальников |
|
4 |
Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке. Приемы стрельбы |
|
5 |
История военной символики. Развитие общей выносливости. |
|
6 |
Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия |
|
7 |
Подготовка презентаций «Ученые и конструкторы оружия Победы». Показ презентаций. |
|
8 |
Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки Стрельба из пневматической винтовки |
|
9 |
Приемы и правила стрельбы. |
|
10 |
Топографическая подготовка. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту. |
|
11 |
Прикладная физическая подготовка. Упражнения для развития общей выносливости |
|
12 |
Силовая подготовка. Силовая подготовка в тренажерном зале. |
|
13 |
Основы рукопашного боя Разучивание приемов рукопашного боя. |
|
14 |
Тренировка в выполнении приемов рукопашного боя. |
|
15 |
Основы военно-технической и специальной подготовки. Вооружение российской армии |
|
16 |
Подготовка презентаций «Ученые и конструкторы оружия Победы». Показ презентаций |
|
17 |
«Ученые и конструкторы оружия Победы». Показ презентаций. |
|
18 |
Устройство малокалиберной винтовки. Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. Стрельба из малокалиберной винтовки |
|
19 |
Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. Стрельба из малокалиберной винтовки |
|
20 |
Тренировка в стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки |
|
21 |
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки |
|
24 |
Медицинская подготовка |
|
25 |
Участие в районных мероприятиях |
|
|
Итого: |
56 часа |